Металлургический словарь

Блюминг (англ. Blooming)

Блюминг - прокатный стан для обжатия слитков большого поперечного сечения на заготовки квадратного и прямоугольного сечения (блюмы). В настоящее время в мире блюминги практически не применяются (за исключением Украины и России) вследствие больших потерь металла вызванных обрезью головной и донной частей слитка, а также потерями с окалиной.

Как правило, блюминговые станы можно характеризовать согласно диаметра используемых прокатных валков. При этом, стан обладает двумя («дуо»), реже тремя валками («трио»). Конкурентным преимуществом своего времени для станов такого типа являлось, то что в условиях выплавки стали в мартеновских печах, которые отличались большой тоннажностью, экономически было не целесообразно отливать слитки массой 1-2 тонны. Данное обстоятельство и обусловило широкое распространение таких крупных прокатных станов.

блюминг - обжимной стан для обжатия стальных слитков

Блюминг включает в себя две прочные станины выполненные из чугуна и скрепленные в жесткую систему. При этом, в них устанавливаются два валка диаметр которых составляет от 1 до 1,3 м. Для верхнего валка конструкцией предусмотрена возможность его подъема и опускания, за счет специального электрического устройства, которая позволяет гибко приспосабливаться к толщине прокатываемого слитка.

Касательно истории появления такого технологического агрегата, как блюминг, можно сказать следующее. Первый промышленный стан, который предназначался для прокатки слитков из бессемеровской стали, был построен в США еще в 1871 году. Отцом-основателем стал известный инженер А.Холлей. В дальнейшем в мире началось постепенное развитие металлургических технологий, получил широкое распространение мартеновский процесс и как следствие широко распространилась технология прокатки слитков полученных из мартеновской стали. Следует отметить, что изготовленный в Советском Союзе блюминг увидел свет в 1931 году, а внедрен в производство через два года на металлургическом комбинате в городе Макеевка (Донецкая область, Украина).

Рассматривая технологический процесс прокатки блюмов можно выделить следующие основные этапы:

  • доставка слитков посредством железнодорожных платформ из мартеновского или конвертерного цеха к нагревательным колодцам;
  • нагрев стальных слитков в нагревательных колодцах до температуры значение которой находилось в пределах от 1100 до 1300°С. Слитки при этом внутри колодца располагались вертикально. Температура нагрева выбиралась в соответствии с маркой стали из которой был получен слиток.
  • в дальнейшем доставка нагретого слитка посредством слитковоза к приемному рольгангу блюминга;
  • предварительное взвешивание исходного слитка и подача его к валкам;
  • прокатка слитка. Данная операция осуществлялась со значительным количеством проходов – от 11 до 19. Величина обжатия за подход при этом составляла от 40-50 до 110-120 мм. Также осуществлялось промежуточное кантование на 90°.
  • удаление переднего и заднего конца полосы. Выход годного на станах такого типа составляет от 85 до 90%. Низкий показатель выхода годного во многом и предопределил отход от данной технологии.

Материалы на сайте SteelTimes.ru по запросу "блюминг":

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

КНИГИ ПО МЕТАЛЛУРГИИ