Огнеупорный аспект при производстве и разливке стали
  Доклад №3

Комплексная поставка огнеупорных изделий - эффективное снижение удельных затрат

Немсадзе Г.Г., Джоджуа Р.А.

Современные тенденции развития рынка огнеупоров характеризуются его глобализацией и экспансией продукции, которая производится в Китае. В таких условиях потребители огнеупоров стремятся в максимальной степени снизить удельные затраты на огнеупоры, оговаривая в контрактах не только качество изделий, но и стойкость агрегата в целом. Фактически это означает, что поставщики огнеупоров должны стремиться обеспечить комплексные поставки изделий в рамках эксплуатации конкретного теплового или металлургического агрегата.

Ключевые слова: огнеупор, металлургический агрегат, удельные расходы, футеровка, комплексная поставка.

В последние 10-15 лет в металлургической промышленности Украины и стран СНГ наблюдается ряд системных изменений: приобретение и слияние металлургических компаний, снижение объемов производства стали в Украине, закрытие ряда мартеновских цехов, радикальное изменение доли стали, разливаемой в слитки, снижение цен на металлопродукцию в соответствии с тенденциями мирового рынка и т.п.

Такая ситуация находит свое отражения в трансформации рынка огнеупоров. В условиях продолжающегося падения цен на металлопродукцию потребители огнеупоров все более ужесточают требования к их функциональности в рамках работы какого-либо технологического агрегата с обязательным условием снижения удельных затрат на огнеупоры.

Ведущие производители огнеупоров в мире в настоящее время являются глобальными игроками рынка. И в большинстве своем уже не зависят от какой-либо одной страны или части света. Оказавшись в таких условиях крупные огнеупорные компании, все большее внимание уделяют стратегии рациональной организации взаимодействия с потребителями, которая включает инженерную проработку конструкции футеровки агрегата, ее сервисное обслуживание, необходимую оптимизацию отдельных элементов футеровки и пр.

Производство огнеупоров в Китае превысило уровень 50% всего производства огнеупоров в мире, что в совокупности со сравнительно низкими ценами китайских огнеупоров, обусловливает доминирующее положение огнеупоров, экспортированных из КНР, на рынке Украины, России и других стран СНГ. Для эффективного развития бизнеса огнеупорные компании Европы осуществили серьезную реструктуризацию и модернизацию своих заводов и производственных участков. Кроме того в мире продолжает наращивать обороты тенденция консолидации огнеупорных заводов в рамках больших корпораций и холдингов.

Соответственно успешное развитие украинских производителей огнеупоров не может произойти без существенных изменений в стратегии реализации продукции, а также трансформации взаимоотношений с потребителями. При этом на первое место выходят соображения экономической целесообразности и надежности.

Практика последних лет показывает, что большинство металлургических компаний строят свою деятельность в плане закупки огнеупоров из расчета удельных затрат на тонну металлопродукции. В этом случае предпочтение отдается тем поставщикам, которые в максимальной степени обеспечивают огнеупорами работу того или иного технологического агрегата с наилучшими показателями удельных затрат.

При этом удается достигнуть ситуации практически полного обслуживания огнеупорами какого-либо металлургического объекта в рамках одного контракта. Комплексная поставка позволяет потребителю получить весь комплект необходимых материалов и изделий, включая различного рода мертели, ремонтные массы, засыпки и т.п., объемы которых составляют незначительную часть от общей поставки. В этом случае поставщик огнеупоров берет на себя ответственность за конструкцию футеровки и применяемых огнеупорных изделий, а также эксплуатационную стойкость футеровки, включая надзор за эксплуатацией и возможные ремонтные операции, а также логистику при поставке огнеупоров от различных производителей.

Как показывает анализ ситуации на рынке Украины и стран СНГ, представляется возможным создать пакет услуг по комплексной поставке огнеупоров, в основу которого закладываются огнеупоры от отечественных производителей. Целью такого пакета является снижение расходов на комплектование футеровки, в частности за счет логистики и привлечения новых производителей огнеупоров. При этом поставщик (держатель контракта) поставляет не только свою продукцию, но и продукцию от других производителей, которые обеспечивают необходимые показатели по критерию «цена-качество».

Развитием системы комплексных поставок может стать система сервисного обслуживания футеровки на стадии разработки дизайна, изготовления футеровки, ее обслуживания и ремонта, а также утилизации. Это становится все более актуальным, поскольку производители чугуна и стали в силу ряда причин теряют персонал, который мог сфокусироваться на обеспечении качества футеровки и ее эксплуатации. Для таких компаний комплексные поставки являются не выбором, а единственной возможностью обеспечения стабильной работы основного производства.

Как показывает накопленный опыт, пакеты на комплексные поставки и сервисное обслуживание позволяют потребителю сфокусировать свое внимание на наиболее важных показателях работы футеровки агрегата в целом, исключая из обсуждения ряд показателей, которые используются профильными специалистами для характеристики отдельных элементов футеровки или изделий. Это обеспечивает более легкий путь для поиска лучшего решения. В длительной перспективе потребителю оказывается легче пользоваться услугами установившегося поставщика.

Между тем с пакетами на комплексные поставки и сервисное обслуживание футеровки сопряжены определенные трудности, лежащие в плоскости обеспечения эффективной работы футеровки и экономической целесообразности:

  • фокусируясь на удельных затратах на тонну продукции, фирме-поставщику необходимо тем не менее расширить представления о потре-бительской стоимости огнеупорной продукции (например, включать критерий «доступность выполнения футеровки»);
  • достаточно сложно количественно оценить технический уровень и эффективность различного рода усовершенствований в конструкции футеровки, а также некоторых изменений в технологическом процессе;
  • крайне затруднительно оценить качество огнеупорных изделий, которые поставляются в комплексную футеровку независимыми производителями, что затрудняет оценку рыночной цены на их продукцию;
  • увеличение затрат на менеджмент и проработку дизайна футеровки (надо вести переговоры с поставщиками и анализировать все аспекты изменения поставки) в случае комплексной поставки и сервисного обслуживания;
  • необходимость внесения в обязанности поставщиков функций отслеживания работы их элементов футеровки и анализ стойкости футеровки с идентификацией факторов, на нее влияющих;
  • практически невозможно для поставщика огнеупоров получить все необходимые специфические знания и опыт завода для подбора огнеупоров с целью оптимизации стойкости футеровки;
  • сбои в качестве и эксплуатационной стойкости футеровки могут приводить к внутренним конфликтам среди поставщиков, обеспечивающих комплексную поставку; это обусловливает тактику, когда поставщики, прежде всего, будут защищать свою продукцию даже по надуманным критериям; при этом поставщики будут стремиться решать проблемы силами собственной фирмы и за счет свой продукции;
  • при развитии дизайна футеровки достаточно сложно сменить поставщика на отдельные элементы футеровки, поскольку это требует оценки возможных вариантов работы агрегатов;
  • компании, которая выполняет комплексные поставки, необходимо непрерывно расширять уровень знаний и информации об огнеупорной продукции, что обусловлено применением новых видов продукции, изменением конструкции футеровки или функциональных изделий; это обусловливает проведение дополнительных исследований в части качества продукции и условий ее эксплуатации;
  • очень сложно сохранить контроль над ситуацией, как только у потребителя складывается впечатление, что поставщик несет ответственность за все проблемы, связанные с эксплуатацией футеровки и не надо вводить соответствующий контроль со стороны потребителя.

Стратегия «комплексной поставки» предполагает консолидацию усилий различных субъектов в рамках обеспечения потребителя огнеупорными футеровками и сервисными услугами на условии обеспечения экономической целесообразности, в том числе и за счет учета потребителем не только текущих, но и скрытых издержек, связанных с реализацией проекта.

Важнейшими условиями реализации стратегии «комплексной поставки» являются:

  • производственная база, охватывающая достаточно большой сектор огнеупорной продукции;
  • наличие в составе специальной группы, обеспечивающей инжиниринг и консалтинг в части разработки футеровки и логистики подготовки поставки;
  • наличие собственной исследовательской лаборатории, которая позволяет гармонизировать возможности огнеупорных изделий применительно к конкретному технологическому объекту, а также выполнять исследования качества огнеупоров и их свойств;
  • возможность выполнения комплекса сервисных услуг (включая аутсорсинг);
  • снижение и полный контроль затрат на подготовку и обслуживание футеровки;
  • высвобождение внутренних ресурсов заказчика для решения других задач; концентрация заказчика на своей основной деятельности;
  • применение специализированного оборудования, глубокое знание технологий обслуживания огнеупоров.

Первой компанией в Украине, которая сфокусировала внимание на реализации концепции «комплексной поставки» является созданная в 2011 г. в городе Донецке компания GIR (General Investment Resources). Основным направлением деятельности является производство и реализация огнеупорной продукции для различных отраслей промышленности. С момента создания компания демонстрирует положительную динамику развития, расширяя свою деятельность и увеличивая число заказчиков. Сегодня GIR – крупнейший в Украине и один из самых крупных в СНГ производителей огнеупоров. Структура компании GIR представлена на рисунке 1.

general investment resourses, гир

Рисунок 1 – Структура компании GIR и ее подразделения

В структуру компании входит подразделение GIR Engineering, основные задачи которого – совершенствование действующих производств, внедрение новых технологий и продвижение новых видов продукции на рынке, проектирование и дизайн технологических процессов, инжиниринг, выбор сырья и оборудования; управление проектами.

Стратегической целью компании GIR является повышение производительности и экономической стабильности предприятий-заказчиков путем предоставления новых перспективных подходов к конструкции футеровки тепловых агрегатов и поставки огнеупорных материалов с возросшими качественными показателями. Применение огнеупоров, предлагаемых компанией, позволяет значительно увеличить срок службы тепловых агрегатов, экономить энергоресурсы, избежать дополнительных горячих ремонтов, довести качество выпускаемой продукции до мировых стандартов, делая их все более доступными и привлекательными для наиболее требовательных заказчиков.

Комплексность решений в рамках компании достигается за счет широкого ассортимента производимой продукции, инновационных решений в производстве, высокого качество продукции; грамотного менеджмента; развитой логистики.

  Доклад №3
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

КНИГИ ПО МЕТАЛЛУРГИИ